Детям и родителям

СТАТЬЯ 

Композиторы и ученые превратили генетический код человека в музыкальное произведение. Об этом сообщает Королевское медицинское общество Великобритании.  ДНК человека представляет собой "текст", составленный из миллиардов выстроенных в разных сочетаниях четырех "букв"-нуклеотидов - азотистых оснований аденина, гуанина, тимина и цитозина.

Музыканту и ученому доктору Эндрю Морли пришла в голову идея сопоставить с каждым из четырех нуклеотидов определенную ноту и получить так музыку генома.

Полученное таким образом музыкальное произведение, получившее название "Аллель" (генетический термин, обозначающий различные формы одного и того же гена), будет исполнено во вторник 13 июля Новым лондонским камерным хором в здании Королевского медицинского общества.

В этом произведении прозвучат генетические коды каждого из 40 участников хора. В создании «геномного хорала» Морли помогал вдохновленный его идеей композитор Майкл Зев Гордон. «Я рассматривал генетический код с двух точек зрения: как сырой материал, который надо перевести на язык нот, а также как нечто чудесное, обладающее необыкновенной красотой. Так и выросло это произведение», - сказал Гордон.

Произведение начинается с простой ритмической фразы, которую поет один участник хора. Затем, по мере развития музыкальной темы, к нему присоединяются другие голоса, передавая биологический процесс репликации ДНК. В ключевой момент произведения каждый из певцов начинает исполнять мелодию своего собственного генетического кода.

Как сообщалось, британские и канадские ученые составили словарь "тайнописи", скрытой в коде ДНК, которая позволяет с помощью одного и того же гена получать "инструкции" для синтеза в клетках разных белков, говорится в статье, которая опубликована в журнале Nature.

У сложных организмов последовательности элементов ДНК - нуклеотидов, содержащие информацию для синтеза тех или иных белков (эксоны), чередуются с "пустыми" участками (интронами). В процессе синтеза белка пустые участки удаляются, а информативные "склеиваются", однако это удаление и склейка может происходить разными способами. Разным получается и результат синтеза - белок. Этот процесс - альтернативный сплайсинг - дает различным клеткам возможность по-разному "прочитать" один и тот же ген, что позволяет существенно увеличить информационную емкость генома, - пишет Gazeta.ru.

Изучение механизма сплайсинга и, в частности, прогнозирование его результатов в разных тканях организма оказалось достаточно трудной задачей. Исследование под руководством профессоров Брендана Фрея и Бенджамина Бленкоу из университета Торонто, по словам его авторов, представляет собой описание "кода сплайсинга", "словаря" комбинаций из сотен характеристик РНК и результатов сплайсинга для большого количества эксонов.

"Человеческая ДНК содержит 22 000 генов. Может показаться, что это много, но только если не учесть, что у тополя их 45 000. Мы хотели понять, как информация, нужная для того, чтобы создать нечто такое сложное, как человеческий мозг, может быть закодирована в относительно небольшом количестве генов. Мы открыли скрытый код внутри ДНК, который клетки живых организмов используют, чтобы получить из 20 000 генов сотни тысяч генетических сообщений, переставляя их части", - сказал Фрей.

Исследователи собрали информацию о включении или удалении более трех тысяч эксонов м-РНК в четырех типах ткани у мышей, а также данные о других характеристиках этих РНК. Затем с помощью компьютерной модели они определили, какие комбинации характеристик лучше всего объясняют специфические для конкретного типа ткани результаты альтернативного сплайсинга.

По мнению разработчиков модели, с учетом сложности задачи им удалось получить достаточно точные результаты. В частности, система успешно предсказывала изменения в комбинациях эксонов для конкретных пар тканей. Кроме того, полученный код предполагает, что включение эксонов, которые приводят к образованию процессированных или "обрезанных" белков, часто служит механизмом регуляции активности генов в процессе перехода от тканей эмбриона к взрослым тканям.

"Работу... лучше рассматривать как открытие первого фрагмента гораздо более крупного "Розеттского камня", необходимого для расшифровки альтернативных сообщений нашего генома. Ожидаемая волна обширных массивов данных, созданных с применением высокопроизводительных технологий, должна вскоре предоставить возможности уточнения кода", - заключают в своем комментарии к статье коллеги авторов Рамон Техедор и Хуан Валькарсел из университета Помпеу Фабра (Испания).

Источник: DELFI.UA 

Десять причин отдать ребенка в музыкальную школу

Несмотря на то что ребенок фальшиво орет песни Чебурашки и слуха у него нет; несмотря на то что пианино некуда поставить и бабушка не может возить ребенка «на музыку»; несмотря на то что ребенку вообще некогда - английский, испанский, секция по плаванию, балет и прочая. есть причины все это преодолеть и все-таки учить музыке по многим очень веским причинам, которые должны знать со­временные родители:

  1. Играть - это следовать традиции. Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музи­цировать - это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер. Дюк Эллингтон начал играть на рояле потому, что вокруг играющего парня всегда собираются де­вушки. Ну а вокруг играющей девушки? Внимание, родители невест!

  2. Музыкальные занятия воспитывают волю и дис­циплину: заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов. Зимой и летом, в будни и в праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но, в отличие от героев спорта, играя на рояле, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку. Внимание, строгие родители! Музыка - это воспитание характера без риска травмы. Как хорошо, что такое возможно!

  3. Занимаясь музыкой, ребенок развивает мате­матические способности. Он пространственно мыс­лит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе, как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора-физики и профессора- математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба. Внимание, дальновидные родители будущих математиков и инженеров! Музицировать приятнее, чем решать трудные задачи из-под репетиторской палки.

  4. Музыка и язык - близнецы-братья. Они ро­дились следом друг за другом: сначала старший - музыка; потом младший - словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и вос­клицания есть и в музыке и в речи. Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают граммати­ку. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, каждый из которых знал не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку. Внимание, мудрые родители будущих журналистов и переводчиков! Вначале было Слово, но еще раньше был Звук.

  5. Музыка структурна и иерархична: крупные сочинения распадаются на менее круп-ные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Стихийное понимание музыкальной иерархии об­легчает понимание компьютера, тоже сплошь ие- рархичного и структурного. Психологи доказали, что маленькие музыканты, ученики знаменитого Шиници Сузуки, не слишком преуспели в развитии музыкального слуха и памяти, но зато обошли своих сверстников по уровню структурного мышления. Внимание, прагматичные родители будущих IT- инженеров, системных администраторов и програм­мистов! Музыка ведет прямо к вершинам компьютер­ных наук; не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.

  6. Музыкальные занятия развивают навыки об­щения, или, как их сегодня называют, коммуника­тивные навыки. За годы учебы ребенок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Мо­цартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудренным и философичным Бахом и другими очень разными музыкальными персонами. Играя, ему придется в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты. Теперь остается один шаг до таланта менед­жера. Ведь для него едва ли не главное - понимать людей и, пользуясь своим пониманием, управлять ими. Внимание, амбициозные родители будущих основателей бизнес-империй! Музыка ведет от серд­ца к сердцу, и самое грозное оружие топ-менеджера - обезоруживающая улыбка «хорошего парня»..

  7. Музыканты мягкосердечны и одновремен­но мужественны. Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувствительны, как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом, как мужчины. Музыка смягчает нравы, но чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным. Внимание, прозорливые родители, ожидающие помощи и поддержки в старости! Дети, которые занимались музыкой, сочувственны и одновременно терпеливы и потому чаще готовы подать своим престарелым родителям тот самый «стакан воды».

  8. Занятия музыкой приучают «включаться по команде». Музыканты меньше боятся страшного слова deadline - срок сдачи работы. В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю вперед зачет по гаммам и классный концерт. По­ложение артиста на сцене приучает к максималь­ной готовности «по заказу», и ребенок с таким опытом не завалит серьезный экзамен, интервью при приеме на работу и ответственный доклад. Внимание, беспокойные родители! Музыкальные занятия в детстве - это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.

  9. Музыкальные занятия воспитывают малень­ких «цезарей», умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так читающий с листа пианист сразу делает несколько дел - помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует на­стоящее. Музыка течет в своем темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Так же и авиадиспетчер, оператор ЭВМ или биржевой брокер следит за несколькими экранами и одновременно слушает и передает информацию по нескольким телефонам. Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях. Внимание, перегруженные и усталые родители! Ребенку-музыканту будет легче, чем Вам, бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде при­ходить первым.

  10. И, наконец, музыка - наилучший путь к жизненному успеху. Почему? См. пп.1-9. Не­мудрено, что музыкальным прошлым отмечены многие знаменитости: Агата Кристи свой первый рассказ написала о том, почему ей так трудно играть на фортепиано на сцене; Кондолиза Райс, напротив, больше всего любит играть на публике в своем ослепительном концертном платье, а Билл Клинтон уверен, что без саксофона никогда не стал бы президентом.

Посмотрите на успешных людей в любой об­ласти, спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, хотя бы недолго и без особого рвения? Конечно, занимались. И у нас есть 10 причин по­следовать их вдохновляющему примеру.

Д.Кирнарская, доктор искусствоведения

© 2017  МБУ ДО "Чайковская районная ДШИ"